Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем  детском саду созданы все условия   для полноценного развития детей.

Здание ДОУ 1967 года постройки, строение кирпичное.Детский сад находится на первом этаже жилого четырёх этажного дома. Функционирует 6 возрастных групп. Территория дошкольного учреждения хорошо озеленена,  разбиты цветники и клумбы, огород. Территория детской прогулочной площадки ограждена забором. Детский сад  имеет все виды благоустройства: водопровод,  канализацию, централизованное водяное отопление.

Работа всего персонала ДОУ направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда.  Материальная база в ДОУ и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом «Федеральных государственных образовательных стандартов к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования».  Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также всестороннему развитию каждого ребенка.

Сведения о наличии оборудованных помещений

Групповые помещения – 4

Из них:

— Старшая группа — 1

— Подготовительная к школе группа – 3

Групповые помещения оборудованы раздевальной комнатой, буфетной, умывальной и туалетной комнатой.

Помещения для работы медицинских работников:

— Медицинский кабинет – 1

Объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения:

— санузел для персонала – 1

 

Объекты для проведения специальных коррекционных занятий:

— кабинет педагога-психолога

— кабинет учителя-логопеда-1

— кабинет учителя-дефектолога-2

 

Объекты физической культуры и спорта и культуры:

— зал для спортивных и музыкальных занятий – занятия проводятся в приспособленном помещении

— спортивная площадка – 1

Групповые комнаты.

Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально–результативной организации образовательного процесса.

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью . Помещения групп детского сада оснащены  детской  и игровой мебелью, соответствующей параметрам возрасту воспитанников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современным требованиям, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. В целом она  организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

— В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей.

— В  каждой  группе  имеются разные  виды  театров, ширмы  для  показа  кукольного  театра,  игр — драматизаций, атрибуты  для  режиссерских  игр.

— В  группах  имеются  аудиотеки,  которые  помогают  созданию  музыкальной  эмоционально-насыщенной   среды  на  занятиях  и  в  свободной  деятельности  детей. Оборудованы  центры  музыкального  развития   детей,  содержащие  музыкально- дидактические  игры  и  пособия,  детские  музыкальные  игры,  разнообразные  атрибуты.

— Приемные имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.

Предметно-развивающая среда в групповых помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы МДОУ, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –физическому, социально-личностному, познавательно – речевому и художественно-эстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей. В детском саду имеется интерактивная доска, которая используется специалистами при проведении коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ.

Музыкально — физкультурный зал.

В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого организуются музыкальные и физкультурные занятия в приспособленном помещении. Здесь проводятся музыкальные и физкультурные  занятия, гимнастика, досуги, праздники и развлечения.

Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий занятия проводятся по специальному графику.

Имеется оборудование для занятий спортом (спортивные модули, гимнастические коврики, мячи, обручи, кегли и т.д.) Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется пианино, музыкальный центр .

Медицинский кабинет.

Одной  из  главных    задач  нашего детского сада является  сохранение  и укрепление здоровья  детей.  Решению  этой  задачи  подчинена  вся  деятельность  ДОУ и её  сотрудников. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием. Постоянно  контролируется  выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая  работа с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением,  температурным режимом в ДОУ, за питанием.

Библиотека в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Каждая группа ДОУ так же имеет свой книжный уголок.

1) Книжный фонд методического кабинета можно условно разделить на три части:

-книги для педагогических работников (методическая и справочная литература);

-репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;

-книги для воспитанников: сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей, детские энциклопедии.

Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Игровая деятельность», «Работа с родителями», «Работа с педагогами», «Подготовка к школе», «Логопедия», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники), «Художественная литература для детей».

Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности: «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Современное дошкольное образование».

Весь книжный фонд учитывается.

   

2) Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольной организации. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. В книжном уголке выставлены разные книги. Они доступны для просмотра каждым ребенком группы.  Цель книжного уголка – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач  приобщения детей к чтению.

                               

 

Организация питания в ДОУ, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Качество продуктов проверяется завхозом. Не допускаются к приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.

В детском саду осуществляется сбалансированное  питание  в соответствии с  возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.

Готовая пища выдается только после снятия пробы  и соответствующей записи. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной  окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

Пищеблок ДОУ оборудован моечными ваннами,  стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, электроплитой  с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды,   холодильником .

В ДОУ имеется  кладовая  для хранения продуктов питания.

Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов).Дети в детском саду обеспечены 4-х разовым сбалансированным питанием в соответствии с режимом дня. Режим питания детей с 10-ти часовым пребыванием включает:

завтрак;

второй завтрак;

обед;

полдник.

 

Основные принципы организации сбалансированного питания:

1.Взаимозависимость энергетической ценности рациона и энергозатрат детей;

2.Разнообразие рациона;

3.Обеспечение вкусовых достоинств и сохранности пищевой ценности;

  1. Учет индивидуальных особенностей детей;

5.Обеспечение санитарно-эпидемиологическкой безопасности питания.

Консультации для родителей по организации питания детей дома.

Поговорим о том, как должны питаться дети дошкольного возраста. Почему так важны вопросы питания современных детей? Вы все знаете, как часто сейчас встречаются у детей различные хронические заболевания.

Уже с раннего возраста формируются такие хронические поражения желудочно-кишечного тракта, как, например, хронический гастрит, хронический холецистит, дискинезия желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи) немалое значение имеет нерациональное питание.

Территория ДОУ.foto

Территория ДОУ достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Участок имеет свои цветники.  Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение,  соответствует нормативам. Игровая площадка оборудована игровыми  сооружениями в соответствии с возрастом: горками, лесенками,  домиками, машинами и др. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и клумбы. В теплый период года  цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. На территории ДОУ имеется площадка с разметкой по правилам дорожного движения, на которой проводятся занятия, практикумы и развлечения по правилам дорожного движения. Часть территории ДОУ оборудована под физкультурную площадку,  для    проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной  деятельности детей

Педагоги совместно с родителями постоянно проявляют заботу и принимают активное участие в косметических ремонтах, в создании оптимальной развивающей среды, в своевременном обновлении и пополнении, игрового и спортивного оборудования в  соответствии с  требованиями реализуемой программы и СанПиН.

Охрана здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Основной задачей работы педагогического коллектива детского сада является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. В ДОУ прилагаются большие усилия для  организации оздоровительной работы детей с ОВЗ и детей-инвалидов: разработана система оздоровительной работы с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая медицинскую диагностику, закаливание, физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Основные усилия  коллектива ДОУ направлены на сохранение здоровья воспитанников с ОВЗ. ДОУ стремится работать в русле педагогики здоровья, формируя здоровьесберегающее пространство.

Целью правильно организованного режима дня является укрепление здоровья детей с ОВЗ, сохранения высокого уровня их работоспособности в течение длительного времени бодрствования, при обязательно ровном настроении им интерес к играм, развлечениям и творческой деятельности. В основу рационального режима положены следующие моменты:

— Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;

— Определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;

— Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;

— Достаточный по продолжительности полноценный сон;

— Регулярное сбалансированное питание.

Наличие специальных условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация учебной деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В детском саду занятия проводятся ежедневно, их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается. Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям.

Организация прогулки – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона, учитываются  погодные условия, длительность прогулки, организация двигательной активности детей чередуется со спокойными играми.

Сон – четкое соблюдение алгоритма сна при открытых окнах. При распределении спальных мест учитывается физическое развитие ребенка, частота заболеваний.

Организация закаливающих процедур – учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, обращается внимание на эмоциональное состояние детей, соблюдается система, усложняется методика закаливающих процедур с возрастом детей.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе — сотрудники.

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности:

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов:

Об объектах для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания:

Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями от 01.07.2021 № 264-ФЗ), согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

Информационная база ДОУ оснащена:​

  • электронной почтой ;
  • выходом в Интернет ;
  • разработан и действует сайт ДОУ  .

Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного процесса через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:

  • включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
  • использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
  • сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу детского сада.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ МДОУ детский сад № 11 оснащен для проведения занятий и массовых мероприятий: интерактивной доской, мультимедийными установками,  магнитофонами, музыкальным центром.

В МДОУ специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

Доступ учащихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется с помощью каталога краевого ресурсного центра сети Kubannet (http://krc.kubannet.ru) по ссылке http://content.kubannet.ru (доступ для клиентов сети Kubannet);

также к федеральным порталам с коллекциями цифровых образовательных ресурсов:

  • Министерство образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф
  • Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» window.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru